МАДОУ Детский сад № 64
|
Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка
Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику, вызвать нарушения психосексуального и нравственно-духовного развития, воспрепятствовать построению нормальных социальных, в том числе межполовых и семейных отношений в будущем. Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей, пользуясь несформированностью их психики и личностной системы ценностно-нормативных ориентаций. К сожалению, в информационно-телекоммуникационных сетях куда больше материалов об извращенных формах секса, чем научно-популярной информации о взаимоотношениях полов. Ребенку особенно опасно сталкиваться с такими материалами до того, как будет сформирована их личность. Именно с опасностью неверного истолкования модели сексуального поведения людей связана другая угроза – ребенок может стать жертвой педофилов и порнографов, даже не подозревая о том, что его новые знакомые просят сделать что-то непристойное, например, раздеться в режиме он-лайн, ведь он видел, что в Интернете «все так делают». Поэтому крайне важно, чтобы ребенок доверял родителями и педагогами и был подготовлен ими к восприятию и адекватной оценке той информации о взаимоотношениях полов, которую он может получить из Сети (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)
Различия кибербпреступлений от традиционных реальных преступных посягательств обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840). В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе) (http://www.staysafeonline.org/in-the-home/cyberbullying-harassment-and-hacking). Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически. Название «хеппислепинг» происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840) Взрослые пока мало задумываются об опасностях обширной кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реальногоприходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. Кибербуллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы. Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840) Порой киберпреследование имеет печальный финал (http://cyberpsy.ru/2011/03/lyubov-najdenova-kiberbulling-opasnoe-virtualnoe-bykovanie/) Для безопасности несовершеннолетнего особую угрозу представляют личные встречи с виртуальными знакомыми в реальной жизни, о которых родители могут ничего не знать (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf). Ребенку необходимо объяснить правила безопасного общения в сети (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf, http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=535, http://www.staysafeonline.com/, http://www.staysafeonline.org/in-the-home/protect-yourself).
. Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности, на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"). Законом запрещены также возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Определить, особенно ребенку, сектантский ли сайт, который встретился ему в сети, очень трудно – иногда для того, чтобы понять, что этот сайт принадлежит секте, приходится проводить целые расследования. Как правило, это касается сайтов для родителей и их детей, сайтов про административные технологии в бизнесе, сайты по психологической консультации и проч. Подавляющее большинство лидеров сект любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе. Главная проблема деструктивных сект в сети – это предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через сайт очень легко – если ребенок читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото-информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком секты, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость. Сектанты всегда вербуют новых адептов через интерес, так что если сайт интересен, кажется важным для несовершеннолетнего пользователя и весьма актуальным в его жизненных обстоятельствах – не исключено, что этот сайт может быть сектантским. Всегда надо проверять и перепроверять полученную информацию. И в этом может помочь специальная религиоведческая литература и соответствующая справочная и информационно-аналитическая информация в Интернете (http://saferunet.ru/ruaos/stories/detail.php?SECTION_ID=143&ID=970, http://spisok-sekt.ru/). Для сведения. Вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, запрещены (ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозныхобъединениях"). Запрещается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону (ст. 6 указанного Федерального закона).
Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое (http://www.staysafeonline.org/in-the-home/spam-and-phishing). Несовершеннолетнего пользователя взрослые преступники могут с использованием электронных ресурсов втянуть в совершение антиобщественных, противоправных, в том числе уголовно-наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что привлечение к уголовной ответственности взрослого лица за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления не исключает уголовной ответственности и самого подростка в случаях, когда он достиг установленного уголовным законом возраста. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь, связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей переходить некоторые нравственные границы. Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. Злоумышленник в таком случае преследует жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные факты зафиксированы и в отечественной правоохранительной практике. Сетевая среда способна оказывать определенное влияние и на психическое здоровье личности. Известны случаи вовлечения подростков через Интернет:в действия, носящие оскорбительный (статья 130 УК РФ «Оскорбление») и клеветнический характер (статья 129 УК РФ «Клевета»); в экстремистскую деятельность (статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья 282.1 «Организация экстремистского сообщества»; статья 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации»; статья 239 «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»); в преступную деятельность по изготовлению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ и склонению к их потреблению несовершеннолетних (статьи 228, 228.1, 230 УК РФ), незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (статья 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», статья 223 «Незаконное изготовление оружия»), сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ); в секс- и порнобизнес, включая незаконное распространение порнографических материалов и предметов (статья 242), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (статья 242.1), вербовку несовершеннолетних сверстников (сверстниц) в занятие проституцией (статья 240 «Вовлечение в занятие проституцией»; статья 241 УК РФ «Организация занятия проституцией») и другие виды преступлений. Ребенку следует объяснить, что указанные общественно опасные деяния, независимо от того, совершаются ли они с применением традиционных способов и средств или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, уголовно наказуемы, в том числе для подростков, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности (16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет в соответствии со статьей 20 УК РФ). Для сведения.Действия совершеннолетнего лица (достигшего 18-летнего возраста), вовлекшего, в том числе с использованием интернета или мобильной связи, несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественного действия (в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством), склонившего ребенка или подростка к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, уголовно наказуемы (статьи 150, 151, 230 УК РФ).
Пропаганда насилия и жестокости, порнографии, в том числе в средствах массовой информации и рекламе, запрещена российским законодательством (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", ст. 31, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1), ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"). В Российской Федерации запрещены также: распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"); производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях (статья 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "О наркотических средствах и психотропных веществах"). За совершение указанных деяний установлена административная ответственность (ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Для сведения.В случаях, когда такая пропаганда носит признаки склонения несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, виновный, достигший шестнадцатилетнего возраста, привлекается к уголовной ответственности по статье 230 УК РФ, предусматривающей за такие действия наказание на срок от шести до двенадцати лет.
Онлайн-игры играют значительную роль в жизни современных детей и подростков. Для многих они становятся важной составляющей повседневности, определяют стиль, круг общения, влияют на жизненные ценности (и сами становятся ценностью, а нередко и сверхценностью). В результате увлечения играми ребенок может сильно снизить успеваемость в школе, прекратить заниматься социально полезными видами деятельности, сократить до минимума время, проводимое с родными и реальными друзьями, полностью переключиться на виртуальные формы общения и досуга, то есть приобрести Интернет-зависимость, которую многие психологи склонны считать болезнью. Особого внимания требует предупреждение влияния на установки личности ребенка распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения несовершеннолетних. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет только усложняться, поскольку компании–разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду. Для того чтобы снизить риски негативного воздействия компьютерных и электронных игр на несовершеннолетних, культуре общения в онлайн-играх, правилам безопасной игры детей и подростков необходимо специально обучать (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf), а также предпринимать соответствующие меры по обеспечению безопасности ребенка при выборе игры (http://www.pegi.info/en/index/). В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий предусмотрено проведение экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) предназначенных для детей: настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и и игровых сооружений. С учетом сложившейся в экспертной практике и закрепленных в законодательстве субъектов РФ критериев их безопасности для нравственного, психического здоровья и нормального развития детей среди несовершеннолетних не допускается распространение игр, в том числе компьютерных и электронных, и игрушек: 1) провоцирующих ребенка на агрессивные действия; 2) вызывающих у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; 3) провоцирующих игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; 4) вызывающих преждевременный и нездоровый интерес к сексуальным проблемам, не соответствующий возрастным потребностям ребенка; 5) провоцирующих ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. Любого из указанных критериев в отдельности достаточно, чтобы признать игру (игрушку) вредной для здоровья и развития детей и подростков. 16 октября 2018 в 09:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.